Масштабные модели автомобилей производства Сделано в СССР



1 2 3 4 5 6 >  последняя (6 стр.)
 
1957 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 600126
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
6552 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 600551
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
6552 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 600552
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
6951 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 600553
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
5950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 600922
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
3900 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602073
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
3900 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602074
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
7000 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602078
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
5000 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602079
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
3000 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602083-1
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
4500 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 249382
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
2250 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 249389
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1450 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 249218
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1450 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 249217
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1750 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 249226
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
3255 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 249227
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
6452 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 250234
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
2950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 250239
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1899 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602131
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
2250 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602191
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
2950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602250
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
4870 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 601298
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
8990 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 601311
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 601503
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1750 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 601504
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1750 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 601505
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
1200 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602052
Масштаб: 1:38
В наличии: Да
 
600 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602058
Масштаб: 1:38
В наличии: Да
 
800 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602061
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602062
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602063
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602064
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602065
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602066
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602067
Масштаб: 1:43
В наличии: Да
 
950 руб.
Производство: Сделано в СССР
Код: 602068
Масштаб: 1:43
В наличии: Да

1 2 3 4 5 6 >  последняя (6 стр.)

Масштабные модели сделанные в СССР


Из статьи «Саратовские модели и история их производства на ПО "Тантал" в советский период»:

Изображение

Родоначальником масштабных моделей в СССР в их современном понимании было Производственное объединение "Тантал", расположенное в городе Саратове. Предприятие оборонного комплекса было создано в 1949 г. на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп, а спустя 7-10 лет начался выпуск широкой гаммы сверхвысокочастотных вакуумных и твердотельных генераторов, являющихся элементной базой для сложнейших систем вооружения. В советский период его возглавляли: Злобин С. Н. (1949 год), Шевченко В.П. (1950-1953 г.г.), Васильев Г.В. (1953-1954 г.г.), Зинеев П.Е. (1954-1957 г.г.), Клишин А.А. (1957-1959 г.г.), Чуранов Г.Н. (1959-1960 г.г.), Умнов Г.А. (1960-1993 г.г.).

Умнов Георгий Архипович - руководитель "Тантала" в период производства моделей:
1960 - 1976 - директор Саратовского завода электроприборов;
1976 - 1993 - генеральный директор производственного объединения "Тантал";
1993-1997 - председатель совета директоров ОАО "Тантал". 

На протяжении большей части своей истории, в частности, в период производства на нем моделей, предприятие входило в структуру Министерства электронной промышленности СССР, хотя прямого упоминания об этом на официальном сайте нет. Свидетельством принадлжености к МЭТ СССР явлюятся награды советского периода, например, тот факт, что с 1976 по 1988 г.г. Производственному объединению "Тантал“ 13 раз присуждалось первое место Министерством и ЦК профсоюзов электронной промышленности по итогам социалистического соревнования среди предприятий отрасли.

Принадлежность "Тантала" к Министерству электронной промышленности интересна тем, что в рамках этого Министерства были и другие структуры, связанные с модельным производством. В частности, в состав этого же Министерства входило ПО "Элекон" (ранее - Казанский завод радиокомпонентов (Завод №7), ныне завод "Элекон" концерна "Радиоэлектронные технологии" (ГК "Ростехнологии"), Казань. Образован в апреле 1939 г. как завод теплообменных приборов № 7 Наркомата авиационной промышленности СССР, с 1957 г. входил в систему 2-го управления машиностроения ТСНХ, с июля 1967 г. - в составе Министерства электронной промышленности СССР. В 1982 году предприятие получило название Производственное объединение «Элекон». Оно являлось головным предприятием электронной промышленности СССР в области производства электрических соединителей, применявшихся в военной, авиационно-космической и гражданской технике), наладившее выпуск первых моделей грузовых автомобилей СССР - модели КамАЗ-5511 с 1978 года. Кроме того, центральный отраслевой НИИ - ЦНИИ "Электроника" (Москва), созданный приказом Государственного Комитета по электронной технике СССР № 185 от 19 ав¬густа 1964 г., имел отношение к распространению моделей и выпускал соответствующие информационные буклеты, а сами модели во многих городах СССР продавались в профильных магазинах "Электроника". 

Изображение
Каталог ЦНИИ "Электроника" Министерства электронной промышленности СССР, Москва, 1981 г.



ПРОИЗВОДСТВО МОДЕЛЕЙ: НАЧАЛО

До производства моделей "Тантал" производил детские игрушки, в том числе миниатюрные металлические танки и подобную тяжелую технику, причем, по свидетельству журналиста Ольги Протасовой (статья "Русский размер. Автопром в масштабе 1:43"), инициатором производства этих игрушек был директор завода Г.А.Умнов: "Направление масштабных моделей появилось на заводе «Тантал» с легкой руки Георгия Архиповича Умнова. Сначала предложили делать детские игрушки, с которыми в стране был не меньший дефицит, чем с любым ширпотребом. Первым появился мотоцикл «Урал», но как игрушка он не пошел — слишком тонкой оказалась работа, мотоцикл буквально рассыпался в детских руках. Начали штамповать танки. Они были грубоватыми и примитивными, зато не боялись не только грязи, но и проверки на прочность, которую им устраивали маленькие танкисты". Точной хронологии этого производства найти не удалось, но, судя по всему, игрушечные "прамодели" "Тантала" изготавливались в конце 60-х годов. Впоследствии абсолютно такие же игрушки производились саратовским же предприятием "Серп и Молот". Можно предположить, что после организации массового производства моделей автомобилей, пресс-формы боевых игрушек были переданы с "Тантала" на "Серп и Молот".

Изображение

Игрушечные изделия из серии "Боевая техника", производившиеся на "Тантале" в домодельный период

Практически единственной "официальной" версией начала производства моделей на "Тантале" является информация, опубликованная в статье Юрия Пятницкого "Автомобиль на ладони", вышедшей в журнале "Техника-молодежи" в 1985 году (№ 3, сс.26-27). Эта версия такова (фрагмент статьи):
"А ведь все начиналось с "классического" ширпотреба. Раньше предприятие выпускало обычный набор - фурнитуру для шкафов, светильники, какие-то заготовки. Но однажды работники "цеха ширпотреба" подумали: почему бы не перейти на выпуск более оригинальной продукции? 
Создали "мозговой центр" - специализированное конструкторское бюро. Нашли людей, увлеченных "игрушками", съездили на заводы, где познакомились с производством настоящих машин. Инженеры В.М.Митин, Д.В.Осипов, Б.Я.Басов разработали обобщенные чертежи моделей-копий в масштабе 1:43 и оснастки.
.....
Все почувствовали себя именинниками, когда в марте 1972 года была выпущена первая модель: копия малолитражки "Москвич-408". Конечно, с современными ее не сравнишь - всего девять деталей, дверцы не открываются, колеса точеные, декоративные элементы обозначены краской. И все же на областную оптовую базу "Росгалантерея" хлынул поток писем: "Где купить?" Тогда ежегодно выпускалось от силы 6 тысяч моделей, сейчас - 2 миллиона, но спрос по-прежнему превышает предложение".

Эта статья сегодня представляет собой ценный источник немногочисленных сведений о модельном производстве "Тантала", в том числе о людях, принимавших участие в его становлении, о масштабах производства, но, тем не менее, имеет и ряд неточностей или умолчаний (таких, как роль модели Dinky).
На сегодняшний день наиболее вероятной версией появления в производственной программе "Тантала" моделей можно считать следующую (основанную на воспоминаниях из разных источников): директор завода Г.А.Умнов привез из-за границы знаменитую модель Москвича-408 фирмы Dinky французского производства и загорелся идеей делать такие же модели у себя. Об этой версии свидетельствуют, в частности, воспоминания студентов Саратовского государственного университета, на мехмате и физфаке которого Умнов в 60-е годы читал лекции по экономике предприятий, при этом показывая в качестве примера промышленных моделей изделие Dinky Toys. Более конкретные воспоминания называют год, в котором это происходило - 1968, в котором на "Тантале" и появилась "группа модельщиков", впоследствии оформленная в специальное конструкторское бюро (СКБ) внутри КБ "Тантала" под руководством Кожевникова, которое разрабатывало сами модели и оснастку для их производства. 

Изображение

Модель Москвича-408 фирмы Dinky Toys, сделанная во Франции.

Приведенная история несколько расходится с распространенным мнением о том, что модели производились под давлением вышестоящих органов, обременявших предприятия "оборонки" производством товаров широкого потребления в размере 10% от общего объема продукции. Скорее, можно предположить, что модельное производство появилось в первую очередь на энтузиазме руководителя завода, который просто вписал свою инициативу в производственный план. Кстати, что касается нормативов в 10%, они не вполне достоверны - в разные периоды в СССР производство гражданской продукции на оборонных предприятиях нормировалось по-разному и не так прямолинейно. 

Справка:
Предприятими ВПК ведал особый орган - Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК),образованная Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в декабре 1957 года. Среди других основных задач ВПК было оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе, в части ... выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплат предприятий в отрасли (Колмогоров Г.Д., Кукк К.И. "Военно-промышленный комплекс"). Есть и другие свидетельства этого норматива: "Например, было очень жесткое требование руководства страны, чтобы на всех оборонных предприятиях на один рубль зарплаты производилось на один рубль гражданской продукции". - Интервью Н.А.Шахова, зам. заведующего Оборонным отделом ЦК КПСС.

Но первыми моделями "Тантала" стали не "Москвичи", а модели мотоциклов. В 1969 году начинается их производство в инструментальном цехе. Первой моделью предположительно была модель мотоцикла Иж-Юпитер-2К в масштабе 1:24, выпущенная небольшой партией до 1000 штук. Позже выпускалась модель этого же мотоцикла в масштабе 1:30 и модель мотоцикла Днепр-2 в аналогичном масштабе.

Изображение

Модель мотоцикла Иж-Юпитер 2К в масштабе 1:24 

В 1971-ом году появляется первая модель автомобиля - "Москвича-412", первоначально имевшая номер А1 (при этом маркировка первых моделей знаменитым номером 71 А1 включает цифры, обозначющие год начала выпуска модели). Конструкторы "Тантала" ориентировались на модель Dinky, которая была в их распоряжении, но они не копировали ее, делая собственный вариант по чертежам, специально привезенным с АЗЛК. Тем не менее, можно предположить, что некоторые конструктивные решения были все-таки позаимствованы от французского изделия - единственный, и такой же как на Dinky, открывающийся элемент - капот, способ его крепления - на пластине, практически идентичное днище, которое впоследствии было изменено в пользу более достоверной и детализированной версии, аналогичные колесные диски.

Изображение


Практически идентичные днища Москвичей-408 Dinky и Москвича-412 А1 первых выпусков "Тантала" свидетельствуют о некоторых заимствованиях на первом этапе производства.

Второй моделью, выпуск которой начался в 1973 году, закономерно стал "Москвич-408" (первоначально - модель А2, о чем говорила и надпись на коробках для этой модели), который выпускался с использованием тех же форм, что и модель "Москвича-412". В том же году (также предположительно) начался опытный выпуск "Москвичей" 426, 427, 433 и 434 моделей, но промышленное их производство датируется 1974 годом. На первых шести моделях, выпущенных "Танталом", в период до 1975 года маркировка "гуляла" - на приведенной выше фотографии донышка "Москвича-412" видно, что его изначальный номер был А1, а не А2, как впоследствии. Также был период маркировки моделей их артикулами (сегодня эти модели называются "артикульными") - для первых двух моделей такая маркировка применялась предположительно в 1973-1975 годах, а для "Москвичей" 426, 427, 433 и 434 моделей - в 1974-1975 годах. В 1975 году окончательно устанавливается порядок номеров на моделях - с этого года меняются местами номера А1 и А2, ранее присваивавшиеся соответственно моделям "Москвича-412" и "Москвича-408", а артикульная маркировка исчезает в пользу номерной.

Пример "артикульного" днища на модели "Москвича-434" (из коллекции автора)

Можно попытаться выделить также время, когда началось массовое производство моделей, которым, на мой взгляд, можно считать 1974 год по следующим причинам. В 1971 году, видимо, делались только пробные, опытные выпуски. В 1972 году, как свидетельствуют данные, приведенные в процитированной выше статье в "Технике-молодежи", было выпущено "от силы 6 тысяч моделей". В 1973 году начинается производство второй модели - "Москвича-408", а также готовятся к производству четыре новые модели "Москвичей"-фургонов. Массовый выпуск этих четырех моделей, в дополнение к моделям "Москвичей"-412 и 408, начинается в 1974 году и, видимо, именно в этом году производство принимает массовый характер, достаточный для поставок продукции всесоюзного масштаба. Подкреплю эту версию личным воспоминанием - артикульная модель "Москвича-434", фотография которой приведена выше, была куплена мне в 1974 или 1975 году в Алма-Ате и, скорее всего, это была модель из первой партии такого рода продукции, попавшей в наш город. Сужу об этом потому, что она продавалась в часовом магазине, где после этого никогда моделей в продаже не было (позже у нас модели продавались в сувенирно-галантерейных отделах) - очевидно, это была новая для городской торговой системы продукция, которую поначалу не знали в каких магазинах разместить. Алма-Ата в то время была столицей крупной союзной республики (четвертой в СССР по численности населения) и вряд ли такой город можно было исключить из потоков всесоюзного распределения продукции, если бы они они имелись раньше.
До конца 70-х модели производились на "Тантале", но в конце 70-х годов основное производство моделей передается из Саратова на завод "Радон" в городе Маркс Саратовской области, на тот момент входивший в состав производственного объединения "Тантал".

Изображение
Проходная и ДК "Кристалл" (на заднем плане) бывшего завода "Радон" в г. Маркс Саратовской области 

Очевидно, причиной переноса производства на "Радон" стал недостаток производственных мощностей инструментального цеха "Тантала", где в свое время начиналось производство. Известно, что на моделях 1976 - начала 1977 годов распространена "цинковая чума", одной из причин которой мог быть именно недостаток места для готовых отливок, из-за чего их забирали на окраску не до конца остывшими, что могло стать причиной появления дефектов. Впрочем, более распространенной версией появления чумеющих моделей является засвидетельственное несколькими источниками использование для отливок вторсырья - цветного лома, в частности, старых карбюраторов. Перенос основных масштабов производства на "Радон" состоялся предположительно в 1977 году, так как на моделях, выпускавшихся в тот период, именно после 1977 года случаи "чумы" резко сокращаются. Кроме того, есть свидетельства того, что в 1977 на "Радон" уже передавалось производство разработанной на "Тантале" модели ЗАЗ-969 А16. Но в Саратове по-прежнему делали оснастку и был участок опытной сборки, где новые модели примерно полгода выпускались в тестовом режиме и устранялись всплывающие их недостатки. После этого доработанная оснастка отправлялась на Радон.

ПРОИЗВОДСТВО МОДЕЛЕЙ: РАСЦВЕТ

После начала массового производства модели стали очень популярным товаром и, что по тем временам было еще более важно - не только внутри страны, но и за ее пределами. В середине 70-х годов был налажен экспорт во многие страны мира, который осуществлялся по линии ВО "Новоэкспорт". Хотя, в соответствии с некоторыми воспоминаниями, уже самые первые модели шли на экспорт в рамках поддержки экспорта советских автомобилей "Москвич". В пользу этого говорит также и то, что днища уже самых первых моделей 71 А1 были с названием модели "Москвич-412" латинскими буквами. Экспорт был в то время крайне важной и выгодной сферой деятельности, так как позволял предприятию заработать валюту, на которую за рубежом можно было закупить отсутствующее в СССР оборудование или материалы. Поэтому модели, пользовавшиеся спросом в капиталистических странах - источнике т.н. "твердой" валюты, стали активно продвигаться за границу. Внешнеторговых организаций, через которые осуществлялись такие поставки, было несколько - есть свидетельства о поставках через "Автоэкспорт" (скорее всего, это были несистемные поставки для западных автодилеров, продававших советские машины), в конце 70-х и в 80-е годы обширные каталоги саратовских моделей выпускала организация "Запчастьэкспорт", в которых давались адреса для заказов моделей через данную структуру. Еще одним ВО, с которым сотрудничал "Тантал", был "Трактороэкспорт", для которого с 1982-83 годов производились модели тракторов МТЗ-82 и ДЗ-117 в том же 43 масштабе. Но самый большой след в истории саратовских моделей оставило ВО "Новоэкспорт", которое в середине 70-х годов развернуло массовый экспорт продукции "Тантала" под своим брендом - в коробках с надписью NOVOEXPORT. Существует любопытная художественная версия того, как началось сотрудничество "Тантала" и "Новоэкспорта", приведенная в статье О. Протасовой "Русский размер. Автопром в масштабе 1:43":
"В начале 70-х при оборонке образовалась некая структура «Новоэкспорт», которая получила уникальные права собирать по всей стране ширпотреб, реализовывать его за границей, отдавая до 80% валютной выручки предприятию. Однажды на «Тантале» возник представитель «Новоэкспорта» интеллигентный армянин Ионесян. Он заявился с целым ящиком, набитым итальянскими машинками, водрузил его на стол перед директоратом и, показав на танталовского «Москвичонка», авторитетно заявил: «Ваш лучше». На что замдиректора Хромов мрачно изрек: «Вот победят в Италии коммунисты, и у них будут лучше», — на полуострове кипела очередная заварушка. По словам представителя «Новоэкспорта», наш «Москвич» превосходил зарубежные аналоги и по качеству, и по точности воспроизведения. Ионесян рассказал оборонщикам о безумных иностранных коллекционерах, которые за любые деньги купят российские модельки, о евростандарте 1:43 и пообещал продвинуть на экспорт танталовские игрушки. И продвинул". 

Трудно сказать, сколько в этом разухабистом отрывке художественного вымысла и смелого полета журналистской мысли, очевидно, определенная доля правды есть, но на самом деле "Новоэкспорт" был не "некой структурой при оборонке", а внешнеторговым объединением при Министерстве внешней торговли СССР.


Справка:
Всесоюзное внешнеторговое объединение (ВВО) - в СССР хозяйственная организация, созданная для осуществления торговых операций с иностранными контрагентами. В 1970 годы при Министерстве внешней торговли СССР было около 40 ВО. Министерство активно работало над наращиванием экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности, в том числе и наиболее рентабельных товаров легкой промышленности, по которым активно работали специализированные государственные внешнеторговые объединения «Разноэкспорт», «Экспортлен», «Новоэкспорт» и другие. Всесоюзные внешнеторговые объединения (ВВО) на основании и в пределах их уставов, внешнеторговых планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий осуществляли экспортные и импортные операции по определённой номенклатуре товаров и услуг, закреплённой за каждым объединением. 

ВО "Новоэкспорт" занимавшееся экспортом продукции легкой промышленности, имело опыт продажи на Запад многих товаров, в том числе сувенирной продукции, включая матрешек, изделия народных промыслов и т.п., так что модели "Тантала" прекрасно вписывались в это направление. Кстати, впоследствии "Новоэкспорт" поставлял за рубеж модели не только "Тантала", но и других советских заводов, например, ГАЗа или многочисленных производителей ремейков.

Изображение
Изображение
Примеры рекламной продукции ВО "Новоэкспорт"

Логотип и надпись NOVOEXPORT появились на упаковке саратовских модедей в 1974-75 годах, но есть свидетельства того, что и до появления коробок под этим брендом на предыдущее "поколение" коробочек наклеивались надписи NOVOEXPORT, то есть, данная организация наладила экспорт за рубеж саратовской продукции еще в начале 70-х. Можно также предположить, что переход упаковки моделей с прежних неврачных коробочек, которые делались на Саратовском печатном комбинате, на яркие полноцветные глянцевые коробки, печатавшиеся на Ленинградском комбинате цветной печати, тоже был связан с началом массовых поставок моделей в западные страны по линии "Новоэкспорта", так как ЛКЦП был в середине 70-х едва ли единственным полиграфическим комбинатом СССР, имевшим новейшее западное оборудование, позволяющее делать высококачественную упаковку для экспортного товара.


Справка:
Ленинградский комбинат цветной печати (ЛКЦП), предприятие с почти двухвековой историей, закончившейся в 2004 году, основной продукцией которого были игральные карты, что отражено в дореволюционных названиях:
1817 - 1860 - Карточная фабрика при Александровской мануфактуре; 
1860 - 1917 - Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме;
1918 - 1919, 1922 - 1935 - Государственная карточная фабрика;
1935 - 1958 - Вторая художественная литография;
1958 - 1964 - Третья фабрика офсетной печати;
1964 - 1967 - Ленинградская фабрика офсетной печати № 3;
1968 - 1992 - Ленинградский комбинат цветной печати;
1992 - 2004 - Комбинат Цветной Печати. 
В 1817 г. император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. До этого карты ввозились из-за границы. Пошлина на ввоз шла на нужды Воспитательного дома. Инициатива создания Карточной фабрики принадлежит управляющему Александровской мануфактурой Александру Яковлевичу Вильсону. В советское время ЛКЦП также был знаменит производством игральных карт (т.н."атласных"), а также открыток, календариков и другой красочной полноцветной продукции. Комбинат располагался по адресу: пр. Обуховской обороны, 110/Карточный переулок 2х. В 2004 году КЦП прекратил свое существование. В 2006 году большая часть зданий была выведена из списка охраняемых и снесена. Осталось единственное здание главного корпуса, территория вокруг которого будет застроена жилым комплексом компанией ЛенСпецСМУ. 

Изображение
Корпуса бывшего Ленинградского комбината цветной печати

Исчезновение новоэкспортовской символики с упаковки моделей в конце 70-х годов связано с переходом их экспорта к другой структуре - ВО "Запчастьэкспорт".
В зарубежных торговых сетях модели "Тантала" появились в середине 70-х годов - ориентировочно, в 75-76. Стоимость моделей была отнюдь не демпинговой, их цена примерно соответствовала ценам в СССР при конвертации по официальному курсу. Например, в немецких магазинах в начале 80-х годов "Москвичи" и "Жигули" стоили по 16,5 марок, "Волги" - 24,5, "Чайки" и РАФы - по 28,5 марок. В Голландии модели "Москвичей" в середине 70-х годов продавались по 15 гульденов. Пожалуй, наиболее успешно экспорт моделей шел во Францию, на волне поддержки активно экспортировавшихся в эту страну настоящих автомобилей. До сих пор больше всего советских моделей можно встретить именно во французском сегменте интернет-ауциона e-bay. Более того, на волне успеха во Франции настоящих "Нив" ВАЗ-2121, некоторые французские фирмы стали самостоятельно проводить конверсии саратовских моделей. Так, во Франции настоящие "Нивы" использовались пожарными (саперными) частями и французская фирма GEMI делала конверсии модели А20 под служебные "Нивы" саперных частей некоторых регионов, где они использовались - Pompiеrs de Bormes, Pompiеrs de Les Arcs, Pompiеrs de Hyeres. Предоложительно та же фирма делала конверсии саратовских "Нив" в модели машин, участовавших в ралли-рейде Париж-Дакар по заказу французского дилера ВАЗа фирмы Poch (произносится как "Пок").

ИзображениеИзображение
Изображение

"Нива" французской пожарной охраны и две французские модели-конверсии из саратовской А20

В период расцвета модельного производства, в середине 80-х, продукция "Тантала" экспортировалась примерно в 40 стран мира, включая такие экзотические для СССР, как Панама или Япония. Высокий внутренний и внешний спрос привел к резкому росту объемов производства. Одним из наиболее интересующих коллекционеров вопросов до сих пор остаются тиражи выпускавшихся "Танталом" моделей, оценить которые практически невозможно - существуют только примерные прикидки наиболее редких моделей - таких, как А38 или А16, объемы выпуска которых оцениваются в воспоминаниях сотрудников величиной в 500-1000 штук. Что же касается общих объемов производства моделей, то их можно оценивать только косвенно, на основе публиковавшихся в то время статей о предприятии и его модельном производстве. Практически единственным доступным источником информации такого рода являются статьи журналиста Юрия Пятницкого, опубликовавшего в середине 80-х годов несколько материалов в различных изданиях на тему модельного производства "Тантала".

Так, в газетной публикации "Путешествие... на ладони. В Саратове создано 10 миллионов оригинальных автомоделей" приводятся данные о совокупном объеме производства за 10 лет в количестве 10 миллионов моделей. Если учесть, что в первые годы объем выпуска ограничивался несколькими тысячами штук в год, можно предположить, что к началу 80-х производство вышло на уровень более миллиона штук в год. В другой статье Пятницкого - "Автомобиль на ладони" в журнале "Техника-молодежи" (№3, 1985 год), фигурируют уже более конкретные данные и говорится о том, что "сейчас" выпускается два миллиона моделей в год. Однако сопоставление этих двух статей между собой дает еще большее число: так, в "Путешествии на ладони" говорится о том, что за 10 лет было выпущено 10 миллионов, а в "Автомобиле на ладони" приводятся данные о выпуске за 12 лет уже 18 миллионов моделей. Таким образом, получается, что за два года, прошедшие между написанием этих статей, было выпущего 8 миллионов моделей, а годовой объем производства достигал 4 миллионов штук. Так или иначе, можно оценить объемы выпуска в середине 80-х годов, которые были пиком расцвета модельного производства, величиной от двух до четырех миллионов штук в год. Номенклатура выпускаемых моделей к этому времени также существенно расширилась с первоначальных нескольких моделей "Москвичей" и включала большую часть известного сегодня ассортимента, в том числе все версии спецмашин, правительственных лимузинов и Руссо-Балтов. Одновременно происходило повышение сложности и копийности осваиваемых моделей, в которых становилось все больше деталей и открывающихся элементов.

Производство столь массового масштаба имело соответствующие технологии. Разработка моделей - всех, кроме Руссо-Балтов осуществлялась по заводским чертежам. Все размеры пересчитывались в 43-й масштаб с огромных чертежей автозаводов, что обеспечивало саратовским моделям точную геометрию. Производство на большинстве этапов было автоматизированным, основной объем ручной работы приходился на сборку (на сложных моделях включавшей более 300 операций), на которой было занято большое количество персонала: "Десятки девушек в белых халатах с молоточками, отвертками и пинцетами работают на сборке моделей" (Ю.Пятницкий. "Путешествие... на ладони"). В самом СКБ работали около 25 человек. Производственный процесс шел в нескольких цехах - в литейном цехе несколько автоматов отливали металлические детали - кузова, дверцы, крышки багажников и моторных отсеков. В цехе литья пластмассовых изделий также автоматы отливали пластиковые детали, которые покрывались "хромом" в другом цехе - гальванопластики, также в автоматизированном режиме.

Современное производство в 2000-е годы осуществлялось в значительно меньших объемах - так, в репортаже 2010 года саратовской телекомпании "Телеобъектив" с завода в Марксе говорится о том, что количество выпускаемых моделей примерно в десять раз уступает тому, которое было в советское время. В 2010 году, по словам корреспондента, производилось примерно 20000 моделей в месяц, то есть, порядка 240 тысяч в год. Приведенные в этом репортаже данные позволяют также уточнить и советские объемы производства. Получается, что в советский период, в пик производства в 80-е годы выпускалось около 2,5 миллионов штук в год, что совпадает с приведенными выше оценками. Также можно заметить, что в такой же, примерно десятикратной пропорции уменьшилась численность сборщиц на производстве - если в статье Ю.Пятницкого говорилось о "десятках девушек" на сборке, то в репортаже 2010 года видно, что сборкой занимается несколько человек, то есть, уменьшение численности персонала также соответствует десятикратному снижению объемов производства.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Производственный процесс 

Надо отметить, что в советское время основной проблемой в создании моделей было отсутствие сложных копировально-фрезерных прецизионных станков, с помощью которых можно было изготавливать качественные пресс-формы. Именно отсутствие таких станков для нужд "несерьезного" игрушечного производства вызвало решение Министерства легкой промышленности СССР о закупке за рубежом готовых пресс-форм разорившихся Mebetoys и Politoys для производства ремейков, так как это было более дешевым и простым решением. Модельное же производство "Тантала", с самого начала ориентированное на экспорт, позволило за счет валютных поступлений закупить такие станки и с их помощью самостоятельно производить пресс-формы для оригинальных моделей. Пресс-формы делались из жаропрочной легированной стали, имели до нескольких десятков элементов, которые должны были идеально стыковаться. В общем, производство моделей на "Тантале" в то время было вполне передовым и практически самодостаточным, причем оно не стояло на месте и развивалось - так, в нескольких публикациях говорится о том, что имелись намерения по внедрению робототехники.

Говоря о модельном производстве "Тантала", нельзя не сказать о людях, которые на нем работали, и сведений о которых очень мало. Из публикаций в прессе можно составить небольшой список сотрудников "Тантала", конструировавших и создававших модели:

Кожевников Сергей Андреевич - руководитель СКБ, "отец советсткого модельного производства", энтузиаст, под руководством которого было создано большинство моделей "Тантала" вплоть до "Нивы" А20, ставшей вершиной советского автомодельного производства.
Юрченко Александр Владимирович - инженер-конструктор, принимавший участие в разработке практически всех моделей "Тантала" в 1979-1992 годах. Полностью разработал следующие модели "Тантала" - прицеп "Скиф", Руссо-Балт Лимузин-Берлин, РАФ "Скорая помощь", ВАЗ-2109. 
Ватрушев Владимир Петрович - начальник конструкторско-производственного отдела в начале 80-х, впоследствии (в 2000-е годы) вице-президент по инструментальному и механическому производству ОАО "Тантал".
Красников О.В. - начальник конструкторско-производственного отдела с середины 80-х.
Митин В.М., Осипов Д.В., Басов Б.Я. - инженеры-конструкторы с начала 70-х годов.
Агапов Борис Егорович - бригадир участка по производству пресс-форм.
Карпова В.И. - старший инженер-технолог.

Ваша корзина
Кол-во товара: 0 шт. Сумма: 0 руб.
Каталог
Производители
Корзина